Главная arrow Дизайн arrow Карикатура
Карикатура

Карикатура

 

Карикатура - это произведение или отдельный художественный образ, в котором в юмористической или сатирической форме преувеличиваются характерные особенности, чаще отрицательные, а иногда и положительные как у отдельного человека, так и у общества или явления с целью их осмеяния или возвеличивания. 

 

Б. Виппер среди средств карикатуры подчеркивает три основных: 

1. Одностороннее преувеличение или подчеркивание уродства, безобразия, низости и т. п. 

2. Однако, изображение отклонения от нормы, нарушения естественности допустимо, но до известной границы. 

3. Карикатура, даже если она не изображает человека, должна иметь какое-то родство, сходство с человеком. 

 

Карикатурист показывает нам нас самих и окружающий мир с неожиданной, остроумной точки зрения. Причем степень ее остроумия по-своему отражает уровень духовной культуры любого народа, общества и эпохи. Карикатура - это образ мыслей, это рисунок времени, который может создаваться лишь развитым умом, ведь над собой способны смеяться лишь духовно здоровые и сильные человек и общество. В то же время карикатура может быть сложной закодированной системой, эзоповым языком в зависимости от времени, когда она была создана. Карикатура может быть злой и доброй, она может обличать сатирой и греть юмором. При этом юмор не моралист и не санитар, хотя ему постоянно хотят приписать эти функции. 

 

Чтобы воспринимать карикатуры так, как их задумал художник, нужно иметь хотя бы каплю чувства юмора, быть готовым к улыбке, к смеху - тому, что отличает человека от животного. Интересно, что Адам и Ева не смеялись в Раю. Вероятно, смех - плод первородного греха, а сам змей-искуситель своим внешним видом и поведением способствовал зарождению чувства юмора. Как рождается улыбка, как действует "бацилла смеха" прекрасно показывает Х. Бидструп в своих юмористических рассказах в картинках: "Классический юмор", "Карикатура", "Бацилла смеха", "Юмористический рассказ". 

 

 

Как рождаются карикатуристы? 

 

В детстве Ф. Гойя нарисовал деву Марию с синими усами и старого Иосифа с трубкой в зубах, за что и был наказан. Но этот инцидент не повлиял на его творческую судьбу. Карикатуристов нигде не готовят. Ими рождаются. Карикатуристы сами себе режиссеры, сценаристы и актеры. Им не нужны помещения, инвентарь, аплодирующая публика. Нужны только лист бумаги и карандаш. Каждый выбирает свое направление в карикатуре, но какое бы направление ни было выбрано, надо быть готовым к наказанию (как юный Гойя) - от непонимания обывателя до непонимания государства, закончиться все может тюремным заключением, как у О. Домье или Г. Гросса. Такова стезя карикатуриста - мастера "юмористических деформаций и сатирических катаклизмов".

 

В. Богорад, исходя из того, что современная карикатура (а иначе - проблемная графика) не что иное, как специфическая комбинация общеизвестных символов, сделал попытку их классифицировать: "эзоповская" (животные, как символы человеческих свойств характера и интеллекта), мифическая (символы, взятые из легенд и мифов древней Греции и Рима), средневековая (смерть, король, шут, рыцарь, палач), пиктографическая, "платяная", "вещевая" и другие. А если проще, то карикатуру можно разделить на злободневную, время которой коротко и универсальную. 

 

Искусство карикатуры возникло задолго до того, как появилось само слово "карикатура". Это искусство было рождено уникальным свойством человеческой натуры - чувством юмора, способностью смеяться. Кто же был первым пересмешником? Вовсе не дьявол - антипод Бога, который придумал обезьяну - "живую карикатуру" на создателя. Карикатуристом номер один был сам Бог, который создал дьявола, первую и лучшую "карикатуру" всех времен и народов. Возможно, в минуты творчества он и улыбался, не ведая, что творит, и даже рассмеялся, увидев конечный результат, но позже ему уже было не до смеха. "Произведение искусства" зажило своей жизнью. В каменный век рисованная карикатура в нынешнем ее виде появиться не могла, потому что не было ни карандашей, ни бумаги. Разве что люди той поры разрисовывали сажей лица и тела друг друга - для смеха, конечно.

Карикатуры "рисовались" на камне, т. е. вырубались. Осмеиваемые этого очень боялись, потому что позорились на века. Сатириков задабривали или попросту убивали.

 

Вспоминать период матриархата как-то неудобно - уж больно неприглядно выглядели женщины-вожди, изображаемые карикатуристами. Эстетическое чувство народа, вернее его зачатки, не выдержало, и поэтому матриархат продержался недолго. 

При патриархате борцы за правду и справедливость переключились полностью на мужчин, которые, в большинстве своем юмора не понимая, убивали и съедали карикатуристов на месте преступления. Но до конца извести их не смогли. Поэтому ученые до сих пор находят карикатуры тех времен. Они все же были необходимы и двигали общество к прогрессу, культивируя самое человеческое из чувств - чувство юмора. 

У людей всегда сохранялась живая потребность смеяться над другими. Карикатура превращает недруга в жалкого пигмея или урода и в этом превращении "черпает удовлетворение". В переводе с латинского слово "сатира" означает смесь. Интересно, что объекты "смешения" почему-то всегда обижались - вероятно, сама ирония тогда была не популярна. А зря, ведь многие каменные "карикатуры" представляют сейчас ценность как художественную, так и историческую. В более цивилизованные времена, например, в Древнем Египте, карикатуристы перешли на папирус и сатирой не злоупотребляли. Рамзесу III понравилось, что его изобразили львом, да еще выигравшим в шашки у придворного-антилопы мешочек с золотом. С тех пор и пошла "положительная" карикатура.

 

Оставили следы своей деятельности также сатирики Древнего Рима, ведь тамошние жители погрязли в рабовладельчестве, разврате, безбожии, поэтому их было за что критиковать. Может быть, будь их усилия поэффективней, и Рим бы не пал. Римские карикатуристы расширили поле своей деятельности, т. е. рисовали на глиняных сосудах, табличках, стенах домов. В переводе с латинского слово "юмор" означает "влага". Да пили римляне много, и при этом много веселились, шутили над варварами. И дошутились. 

Наши предки славяне тоже любили юмор и уважали сатиру, а карикатуры рисовали, вернее, выцарапывали на бересте с XII века, особенно в Новгороде, где люди были пограмотнее. Увы, мало подобных карикатур сохранилось, иная влага постаралась. Ну, а когда появились газеты, журналы, книги, то карикатура: а иначе юмористическая и сатирическая графика стала неизбежностью культуры.


 

Рекламное агентство BMG Ukraine

тел./факс: + 38 (044) 353 3765, 353 3766

e-mail:       Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

 

 

Лицензии